РЕ Знание и понимание - ЧМО - Александр Комар. Размышления о настоящем.

Дата и время Зацените. Делаю что должен и будь что будет! Мои счета: №1 + №2 + №3 + №4 + №5 + №6 Присоединяйтесь! Сервисы проверены временем и деньги отдают исправно.
Перейти к контенту

Главное меню:

РЕ Знание и понимание

Александр Комар. Размышления о настоящем.
Опубликовано вход Человек ·
Наука имеет дело с проблемами, а гуманитарные науки с тайнами. Т.е. с невозможностью выразить основные вопросы в строгих и точных понятиях, найти окончательное решение этих проблем. Тайна – человек, тайна – история. Есть законы, а есть судьба. То, что повторяется в истории – банально и неинтересно, а то, что уникально и неповторимо, никогда невыразимо в строгих и точных понятиях. Его можно только пережить, понять философу, художнику, историку, антропологу. В гум. науках мы везде сталкиваемся с метафизическими вопросами, на которые нет однозначных ответов. Это не свидетельство неразвитости нашего ума, это устройство самого мира. Смерть, рождение, любовь, повороты, которые делает история – все это нельзя знать, нужно только пережить и понять. Тайна то, что надо прожить.
Современное образование – это передача знаний. Мертвых знаний. Живое знание (или понимание, ибо только в случае понимания оно становится живым) передать нельзя, оно не передается, оно достигается, создается самим человеком, когда он сам пытается понять, пережить, когда он что-то сам впервые увидит по своему. Образование – это передача мертвых знаний: приемов, техник, технологий, устоявшихся стандартов действия и поведения. Современное образование массовое, а не штучное. Одно дело: преподаватель и студенты, а другое: учитель и ученики – не в смысле современной средней школы, где один учитель и тридцать учеников, где есть набор методик, циркуляров и стандартов министерства, – а в смысле античной или средневековой школы, где было характерным живое общение ученого, мыслителя или художника с группой своих учеников-единомышленников. Общение включало в себя и изменение личности ученика: обуздание животных страстей, привитие навыков добра, справедливости, честности, благородства.

Если попытаться сообщить нечто подобное в качестве знания, адресат по ошибке решит, что он получает тут нечто, что нужно узнать, – и тогда мы вернемся все к тому же знанию.

Понимание и объяснение — два относительно самостоятель­ных метода постижения действительности, но они взаимосвязаны, взаимодополняемы. В гуманитарном знании ведущим является понимание, подчиняющее себе объяснение; в естественных нау­ках, наоборот, ведущим выступает объяснение, использующее в необходимых случаях понимание (здесь, повторим, понимание не фактов, не имеющих смысла, а понимание текстов — о фактах, законах, о мире в целом; интерпретации здесь подвергаются мыс­ли, знания о предметах, процессах).





Комментариев нет

Считалка
Александр Комар © 1946-2018...
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню